Сольфеджио является обязательным предметом для учащихся Певческой школы «София».
Главная цель курса – научиться чисто интонировать, петь по нотам.
Задачи курса:
- освоить базовые знания по музыкальной грамоте (в объеме 4-х классов музыкальной школы для учащихся без музыкального образования, в объеме 7-ми классов музыкальной школы для учащихся с начальным музыкальным образованием)
- уметь петь с листа обиходные церковные песнопения со словами и по нотам
- научиться держать многоголосие в обиходных церковных песнопениях, правильно «подстраивать свою партию» при совместном пении
- уметь «давать тон» на молебне, акафисте, литии
- уметь анализировать гармонию, понимать особенности стиля церковных песнопений
Продолжительность курса 2-3 года, в зависимости от подготовки учащихся.
Методика преподавания направлена на развитие прежде всего певческих навыков. Каждый урок включает хоровые упражнения для развития точного интонирования ступеней в тональности, интервалов, аккордов, а также устный диктант, пение по нотам одноголосных и многоголосных примеров из церковных песнопений, а также народной, классической музыки. В работе над мелодическими, ритмическими, аккордовыми элементами музыкальной ткани особенное внимание уделяется тем из них, которые встречаются в церковных песнопениях.
В конце обучения учащиеся должны уметь:
- петь мажорные и минорные (в трех видах натуральные, гармонические и мелодические) гаммы до 4 знаков включительно; петь и определять на слух диатонические ступени в данной тональности;
- петь и определять на слух диатонические интервалы от звука; тритоны, характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с разрешениями в тональности;
- петь и определять на слух мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенные и увеличенные трезвучия в основном виде;
- петь и определять на слух D7 с обращениями; II7; VII7 в основном виде;
- петь и определять на слух аккордовые последовательности типа:
Т3/5–S6/4–D6–D5/6–Т3/5; Т3/5–D6/4–Т6–S3/5- Т6 –D3/4–Т3/5; Т3/5 — S6– Т6/4– D7– T;
- петь с листа церковное песнопение (с текстом)
- петь с листа одноголосные мелодии в мажоре и миноре в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, определять тональный план.
- проанализировать аккорды в церковном песнопении.