Великий пост настраивает человека на особенный лад. В этот период нам дается удивительная возможность оторваться от житейской суеты и предаться размышлениям о жизни Вечной. В этом людям всегда помогал язык музыки, понятный каждому человеку, независимо от возраста и наречия. Меняются времена, но удивительные композиции, созданные великими композиторами прошлых веков, до сих пор волнуют сердца людей.
6 марта маленьким прихожанам нашего храма выдалась возможность побеседовать со зрителями на этом волшебном музыкальном языке и поделиться с ними самыми возвышенными переживаниями, когда-либо рожденными человеком.
Концерт под названием «Одной любви лишь музыка уступает», подготовленный воспитанниками Воскресной школы «София», принес радость и ценителям классической музыки, и любителям театрального искусства.
Белый рояль, тоже ставший гостем концерта, заинтриговал посетителей храма еще накануне представления, неожиданно преобразив пространство в зрительский зал.
В ожидании выхода ведущих зрители с интересом смотрели на трансляцию слайдов, знакомясь с биографическими фактами из жизни музыкантов, композиции которых им еще только предстояло услышать. И никто из прихожан не мог подумать, что буквально через считанные минуты каждый из них станет участником совместного ужина двух величайших композиторов эпохи барокко — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Генделя.
Здесь стоит уточнить – встреча музыкантов, талантливо инсценированная юными актерами, так и не состоялась при их жизни, несмотря на то, что два гения родились в один год, в соседних городах. Две судьбы не пересеклись – Гендель стал европейской знаменитостью, любимцем королей и аристократов, Бах же почти тридцать лет своей жизни он обитал в служебном помещении кантора в церкви святого Фомы в Германии. Конец их жизни, как и рождение, оказался связан удивительным фактом — оба ослепли. Один и тот же врач Джон Тейлор испытал на обоих свое искусство и оба раза неудачно. Несомненно, двум гениям было бы, о чем поговорить, если бы их встреча состоялась.
Театральное искусство сделало беседу возможной – ученикам Воскресной школы – Луке Кувшинникову и Петру Федотову, одетым в реалистичные костюмы эпохи барокко, удалось перевоплотиться, сделав прихожан свидетелями эмоционального диалога.
Тему жизни и творчества Баха и Генделя, уже языком музыки, продолжили наши талантливые музыканты: арию «Quia respexit» из «Магнификат» Баха исполнили Татьяна Медисова (сопрано) и концертмейстер Елизавета Кувшинникова.
Очень важной частью концерта стало выступление самых младших участников – детского хора, для которых такие выступления становятся всё более частыми от ответственными. Дети трогательно исполнили две песни на музыку Баха «За рекою старый дом» и «Осень», текст которых был очень даже серьезным, рассчитанным на взрослых слушателей.
Следующим пластом мировой культуры, который затронули юные артисты, стало творчество того, чье имя назовет даже далекий от музыки человек, когда речь заходит о гениях. Это Вольфганг Амадей Моцарта. Часто его рано проявившийся талант исполнителя и композитора объясняют чудом, врожденным даром. Но не нужно забывать о вложенном в его дар труде, репетициях и концертах, которые были почти непосильной ношей для ребенка.
Едва достигнув возраста 6 лет Вольфганг со своей сестрой Наннерль давали публичные концерты в королевских дворцах и аристократических салонах Европы. И вот, в этой части нашего концерта атрибутика и костюмы образца XVIII века образно перенесли присутствующих на концерт этого очаровательного юного дуэта в исполнении Анастасии и Владимира Федченко, между прочим, в четыре руки.
Каждый раз на выступлениях нашей Воскресной школы мы видим, как растет мастерство детского хора. На этом концерте дети пели Моцарта под руководством Исаевой Г.А.: «Весеннюю песнь», хор из оперы «Волшебная флейта», песню на французской мелодию с вариациями Моцарта, «Колыбельную» (Моцарта-Флисса).
Украшением концерта стали замечательные музыканты, — наши гости из колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской Таисия Хохлова, Лилия Чидчавадзе и концертмейстер Анна Жербина. В их исполнении прозвучали произведения Меркаданте, Моцарта, Глинки.
Сестры Алиповы – Александра, Анастасия, Василиса, ученицы ЦМШ при московской консерватории, лауреаты международных конкурсов уже не первый раз выступают на концертах Воскресной школы. Сицилиану Баха, Мазурку Венявского, Колыбельную Равеля для скрипки и фортепиано мы услышали в исполнении Насти Алиповой и концертмейстера Лизы Кувшинниковой.
Рояль – потомок скромного пианофорте времен Баха и Генделя показал все свои виртуозные и музыкальные возможности. Номером с игрой на рояле в четыре руки нас удивил и семейный дуэт – Александры и Василисы Алиповых, выбор которых пал на 3 части сюиты русского композитора Сергея Рахманинова, который был глубоко верующим человеком, и зачастую при написании своих произведений использовал мелодии церковных песнопений.
Не забудем сказать о трех ведущих концерта – Ване Богданове, Варе Кедровой и Насте Федченко. Именно они пригласили Баха и Генделя в 21 век на концерт классической музыки нашей школы в качестве почетных гостей. Великие композиторы смогли убедится, что их музыка жива, популярна и любима в нашем столетии.
Завершил необычный театрализованный концерт сводный хор всех участников концерта, который спел «Аве Марию» Баха и гимн Воскресной школы «София» на музыку Глинки.
«Славься, воскресная школа моя,
Славься, софийская наша семья!»