Владимир Алексеевич Комаровский — выдающийся художник-иконописец.
В. А. Комаровский родился 8 октября 1883 г. в С.-Петербурге в семье графа Алексея Егоровича Комаровского. Ему было три года, когда он и его два маленьких брата остались без материнского попечения. Отец мальчиков Алексей Егорович Комаровский поселился с сыновьями в Москве, где служил хранителем Московской Оружейной палаты. Художник-любитель, он передал свой дар сыновьям. После смерти отца, последовавшей в 1899 г., дети переехали в Ялту к своему опекуну — деду (по материнской линии) Василию Григорьевичу Безобразову, который заменил им отныне отца и мать.
После окончания ялтинской гимназии Владимир Комаровский поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Однако университетский курс он не окончил, и после трех лет обучения перешел в Академию Художеств, которую посещал, скорее всего, как вольнослушатель.
Огромную роль и в жизни, и в творчестве В. А. Комаровского сыграл его двоюродный брат граф Юрий Александрович Олсуфьев. В юности В. А. Комаровский дважды путешествовал вместе с Ю. А. Олсуфьевым по Италии, изучал творения старинных мастеров, восхищался искусством раннего Средневековья.
В 1910 г. совершился перелом в жизни Владимира Алексеевича, и связан он был с открытием в Русском музее (тогда — музее Императора Александра III) отдела древнерусского искусства. Хранителем музея был художник, ученик Репина, родственник и друг графа Олсуфьева П. И. Нерадовский. Это было время открытия древнерусской иконописи — в прямом и переносном смысле этого слова. Над расчисткой икон работали лучшие реставраторы; иконы, очищенные от позднейших ремесленных записей, поражали своей первозданной красотой и производили, по словам П. И. Нерадовского, «потрясающее впечатление». Отныне Владимир Алексеевич связал свою жизнь с церковной живописью. Он много работал, делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи.
В 1911 г. известный в то время художник Д. С. Стеллецкий пригласил В. А. Комаровского для совместной работы над иконостасом храма в имении графа А. О. Медема (на хуторе Александрия, неподалеку от города Хвалынска на Волге). Иконостас был закончен в 1913 г.
В 1912 г. Владимир Алексеевич женился на Варваре Федоровне Самариной —дочери известного государственного и религиозного деятеля.
Очень скоро В. А. Комаровский стал не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописи, он был одним из основателей общества «Русская икона». Его заботило распространение знаний об иконописи, важным делом он считал воспитание вкуса и настоящего понимания иконописного убранства храма. Вторую свою крупную работу — иконостас для строящегося храма-памятника во имя прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле В. А. Комаровский выполнил вместе с Д. С. Стеллецким по заказу Ю. А. Олсуфьева.
Летом 1914 г. Комаровские уехали в Москву; в сентябре в семье родился первенец — Алексей. Первая мировая война прервала мирные занятия и разрушила все планы.
В начале 1915 г. Владимир Алексеевич с семьей выехал в Тифлис, где включился в работу Всероссийского земского союза по организации лазаретов для раненых. В Мцхете им были написаны две большие иконы Спасителя и Божией Матери.
Летом 1917 г. Комаровские переехали в Подмосковье — в усадьбу Самариных Измалково (находившуюся вблизи теперешнего поселка Переделкино).
В 1918— 1919 гг. В. А. Комаровский написал большую икону Донской Божией Матери для измалковской часовни — «выдающееся произведение иконописи XX века» (1). Живя в Измалкове, В. А. Комаровский работал учителем рисования в сельской начальной школе, размещенной в одном из флигелей бывшей своей усадьбы, расписывал деревянные изделия для Кустарного музея в Москве, занимался хозяйством.
В период 1921-1928 гг. В.А.Комаровского неоднократно арестовывали, обвиняли в «укрывательстве антисоветских элементов и контрреволюционной работе» и в монархических взглядах. В 1923 г. помещения измалковского имения отдали под детскую колонию. Бывшие владельцы усадьбы и их «постояльцы» были выселены окончательно. Комаровских, оставшихся без крова, приютил граф Ю.А. Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде – «под покров Преподобного». По приезде в Сергиев Посад Комаровский включился в работу Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (затем – Сергиевском историко-художественном музее).
В 1925 г. ОСО при ОГПУ был осужден на три года ссылки и отправлен этапом на Урал. Он отбывал срок в городе Ишиме Тюменской области. По распоряжению ОГПУ на работу его не брали. Срок ссылки В. А. Комаровского окончился в 1928 г. Семья Комаровских поселилась вблизи бывшего своего имения у крестьян. У Комаровских родился четвертый ребенок; чтобы содержать семью, Владимир Алексеевич вынужден был браться за любую чертежную или оформительскую работу.
В самый разгар гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1928 г. В. А. Комаровский неожиданно получил заказ на роспись московского храма — Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. Настоятелем этой церкви был совсем молодой еще 23-летний священник Александр Андреев (ныне — священномученик Александр). В. А. Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.
В конце 1929 г. отец Александр был арестован и сослан. Вскоре оба храма закрыли. Но мученический путь Владимира Алексеевича продолжался. В начале 1931 г. Комаровские переехали в дачный поселок при станции Жаворонки, в котором Владимир Алексеевич жил до 1937 г.
16 января 1934 г. Владимир Алексеевич был арестован в четвертый раз. Тогда же был арестован и 18-летний сын Комаровских Алексей на три года «за антисоветскую агитацию», и отбывал срок в сибирских лагерях. Еще в самом начале 30-х гг. тяжело заболела жена Владимира Алексеевича — Варвара Федоровна. Болезнь, быстро развиваясь, привела к полной неподвижности.
Посреди всех этих скорбей Владимир Алексеевич в 1936 г. был обрадован неожиданным предложением. Вернувшийся из казахстанской ссылки отец Александр Андреев (священномученик Александр), служивший теперь в Рязани в кладбищенской церкви, пригласил В. А. Комаровского расписать алтарную часть храма.
27 августа 1937 г. на даче в Жаворонках был произведен последний арест. В. А. Комаровский проходил по одному из многочисленных дел «ИПЦ» («Истинно-православная церковь»).
Владимир Алексеевич Комаровский был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября 1937 г.
Живопись храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, покрытая слоями побелки, долгие годы считались утраченной. Но уже в наше время в 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и ряд фрагментов на стенах.
В заключении квалифицированного эксперта, сделанном по просьбе настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан, говорится: «Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX в. и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения«.