Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «За последнее время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Митрополит Уральский Тихон, в миру Оболенский Иван Иванович, родился 25 мая (6 июня по новому стилю) 1856 года в городе Спасске Тамбовской губернии в семье священника. Окончил II Тамбовское училище и обучался в Тамбовской духовной семинарии, откуда из 5-го класса поступил в Казанский Императорский университет на медицинский факультет, где и окончил курс в 1880 году со степенью лекаря и званием уездного врача.

В марте 1881 года назначен уездным врачом в г. Елатьме. В юности будущий владыка был равнодушен к вере, но у постели больных познал всю пустоту и тщету мирской жизни, и постепенно Господь привлек его к жизни духовной.

К вере пришел под влиянием особой Божией благодати и по молитве святого Иоанна Кронштадтского, у которого получил благословение на рукоположение» [1].

В 1890 году Иван Иванович Оболенский поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую духовную академию, где ректором академии Антонием митрополитом С-Петербургским в феврале того же года был пострижен в монашество с именем Тихон, а 29 апреля рукоположен во иеромонаха. По окончании академического курса некоторое время исполнял обязанности священника в с. Верхвины Новоладожского уезда С-Петербургской губернии.

Указом от 20 декабря 1891 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого монастыря Самарской губернии Николаевского уезда (ныне г. Пугачев Саратовской области), с возведением в сан архимандрита. В стенах монастыря им создана миссионерская школа, прозванная в народе «Тихоновской академией» — двухклассная церковно-приходская школа с миссионерским отделением и приемный покой для больных с бесплатным лечением.

Миссионерская школа в то время именно в тех местах была очень нужна. Удаленные от столицы глухие леса по рекам Большому и Малому Иргизам и плодородные степи вокруг издавна привлекали к себе старообрядцев. Они основывали там скиты, монастыри и села, находившиеся под крепким влиянием монастырей. Впоследствии почти все старообрядческие монастыри перешли в единоверие, за ними потянулись и крестьяне, хотя далеко не все.

Новая миссионерская школа готовила священников в единоверческие приходы, которые сыграли важную роль в борьбе против старообрядчества. Эти священники, уступая семинаристам в обширности знаний, имели, однако, специальную подготовку и могли успешно возражать старообрядцам-консерваторам, которые любили и умели спорить.

В дальнейшем, в 1920-х годах, когда число священников-семинаристов сильно уменьшилось, бывших воспитанников миссионерской школы стали назначать и в исконные православные приходы, где они, конечно, служили по православному обряду.

После учреждения Самарской епархии в 1900 году 14 января 1901 года о.Тихон в Самарском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Николаевского, викария Самарской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Симбирский Никандр (Молчанов), епископ Оренбургский Владимир (Соколовский-Автономов) и епископ Чебоксарский Иоанн (Алексеев), викарий Казанской епархии.

Основные этапы служения владыки Тихона

В 1902 году временно управлял Астраханской епархией.

С 7 ноября 1908 года — епископ Уральский и Николаевский, викарий той же Самарской епархии, управляющий единоверческими приходами и монастырями.

В 1918 году возведен в сан архиепископа.

Был членом Поместного Собора 1917-1918 гг. в Москве по избранию патриарха от монашествующих.

Рисунок 18 марта 1918 г.

В 1919 году временно управлял Самарской епархией.

В 1919 году архиепископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский)  в  Московском Вознесенском монастыре, где обычно по приезде в Москву останавливался, познакомился с молодым послушником Александром Андреевым, предложил ему быть своим иподиаконом, а затем забрал его к себе в епархию [3].

С 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. Вместе с архиепископом Тихоном келейник о. Александр Андреев возвратился в Москву, где был определен на священническое место к Воскресенской церкви в Кадашах.

Владыка Тихон совместно с архиепископами Иларионом (Троицким) и Серафимом (Александровым) вел переговоры с обновленцами о возможности объединения.

В 1923 году вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

По представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев.

В 1924 году Указом Святейшего Патриарха Тихона иерей Александр был назначен настоятелем Софийской церкви на Софийской набережной в Москве.

В 1924 году архиепископ Тихон возведен в сан митрополита Уральского,

С мая 1924 года член Патриаршего Священного Синода и Высшего Церковного Совета до созыва Поместного Собора.

В числе других архипастырей признал подлинность завещания Патриарха Тихона. Участвовал в похоронах и отпевании Патриарха Тихона среди 4 митрополитов, 12 архиереев и 24 священников. Его подпись на многих документах стояла после подписи патриарха Тихона.

В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Незадолго до своей кончины 20 марта в числе 25 архипастырей выступил против раздорнической деятельности григорьевцев ВВЦС и канонических мер прещения против них со стороны Заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского).

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был погребен в храме Софии Премудрости Божией г. Москвы.

 

Литература:

  1. Диакон Игорь Спартесный. Квалификационная работа «История храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы. Судьбы духовенства», ПСТБУ, 2007.
  2. Статья о Тихоне Оболенском в Открытой Православной Энциклопедии Древо, https://drevo-info.ru/articles/27157.html